Полная версия Корзина Мои Заказы

Обслуживание Аккумуляторов для мототехники

Обслуживание аккумуляторной батареи мотоцикла

Аккумуляторная батарея мотоцикла эксплуатируется в жестких условиях сильных вибраций, экстремальных температур и длительных периодов простоя. Тем не менее, счастливые обладатели железных коней, как правило, даже не задумываются о существовании батареи до возникновения каких-либо проблем, что в итоге и приводит к ее преждевременной «смерти». Продолжительность жизни вашего аккумулятора зависит от того, как он используется, заряжается и обслуживается. Глубокие разряды, быстрый или чрезмерный заряд, высокие температуры, несвоевременный долив воды или электролита, а также саморазряд при длительном хранении существенно сокращают срок его службы. Поэтому, если вы не испытываете радости от периодической покупки новых аккумуляторных батарей, внимательно прочитайте статью до конца!

Аккумуляторные батареи

Обычные мотоциклетные аккумуляторы содержат тонкие свинцовые пластины, погруженные в электролит из раствора серной кислоты (обе составляющие токсичны и опасны). При этом в зависимости от конструкции такие батареи можно разделить на три основных категории: с жидким электролитом, с пропитанным электролитом стекловолокном (AGM аккумуляторы) и с гелеобразным электролитом (гелевые ячейки). Аккумуляторы с жидким электролитом имеют съемные крышки ячеек, содержат свинцово-сурьмяные пластины и являются самыми дешевыми, хотя и требуют периодической доливки дистиллированной воды. «Необслуживаемые» батареи с полусъемными крышками ячеек имеют свинцово-кальциевые пластины и практически не нуждаются в воде (в экстремальных случаях они даже могут работать всухую). Гелевые аккумуляторные батареи содержат «желеобразный» электролит, не требующий добавления воды. Электролит гелевых батарей также не выплескивается из ячеек при ударах или опрокидывании, что делает их популярными среди мотоциклистов. Такие аккумуляторы легче переносят частичный разряд и не так быстро саморазряжаются, но стоят дороже обычных. Электролит AGM-аккумуляторов абсорбирован в стекловолокне, обернутом вокруг пластин. Это делает их наиболее устойчивыми к вибрации, а также нетребующими технического обслуживания. Допускается даже установка и использование таких батарей в горизонтальном положении на боку. Выполненные по технологии AGM аккумуляторные батареи (иногда называемые «сухими» ячейками) дороже своих «мокрых» собратьев, что компенсируется их более высокой эффективностью и мощностью, а также большим сроком эксплуатации, особенно в условиях повышенной вибрации или длительных перерывов в обслуживании. Новейшие из доступных аккумуляторных батарей, выполненные по литий-ионной технологии, компактны, весят в несколько раз меньше свинцово-кислотных и не требуют периодического обслуживания. Кроме того, они медленно саморазряжаются и месяцами могут простаивать без использования. Тем не менее, такие аккумуляторы не очень хорошо функционируют в холодную погоду и стоят в несколько раз дороже в сравнении с другими типами.

Обслуживание

Контактные клеммы батарей следует регулярно осматривать, очищать и проверять. Уровень электролита аккумуляторов, которые не относятся к категории «необслуживаемых», необходимо проверять ежемесячно, особенно в жаркую погоду или при интенсивной эксплуатации. Если уровень электролита опустится ниже верхушки внутренних пластин, батарея может выйти из строя. Даже при подключении к зарядному устройству уровень электролита будет постепенно снижаться. При понижении уровня просто долейте дистиллированной воды (это предохранит пластины от минерализации). Разряд батареи более чем на 50% от номинальной емкости существенно сокращает ее жизнь. Во время заряда батареи сила тока не должна превышать 20% от ее ампер-часового показателя. Например, зарядный ток силой три ампера является максимально допустимым для аккумулятора емкостью 15 ампер-часов. Обычные компенсационные (или «капельные») зарядные устройства годятся для подзарядки аккумулятора после небольшого простоя, но они не поддерживают несколько режимов заряда (постоянным током, постоянным напряжением и поддерживающий заряд), необходимых для сохранности аккумуляторной батареи при длительных перерывах в эксплуатации. В результате длительное использование компенсационных зарядных устройств приводит к перезаряду и повреждению аккумулятора. Так как мотоциклы простаивают в гаражах большую часть года, наилучшим решением будет автоматическое зарядное устройство, поддерживающее вышеуказанные режимы или стадии зарядки. Напряжение заряда должно поддерживаться на уровне: аккумуляторы с жидким электролитом – 14,2-14,6 В; гелевые ячейки – 13,8-14,0 В; AGM аккумуляторы – 14,1-14,4 В. Рекомендуемое напряжение поддерживающего заряда: аккумуляторы с жидким электролитом – 13,2-13,7 В; гелевые ячейки – 13,2 В; AGM аккумуляторы – 13,2-13,4 В. Обслуживание литиевых батарей не требует специализированного зарядного устройства, но при длительном простое вы должны не забывать отключать батарею и использовать только рекомендованное производителем зарядное устройство. Состояние аккумуляторной батареи может быть определено с помощью тестирования нагрузкой или специальным электронным тестером, измеряющим ее внутреннее сопротивление. Обычный цифровой вольтметр и ареометр также могут многое рассказать о заряде батареи. Полностью заряженный аккумулятор в состоянии покоя должен выдавать 12,6-12,7 вольт, удельная плотность электролита при этом должна составлять 1,265 г/см3. 75 процентов заряда соответствуют напряжению 12,4 В и плотности 1,225 г/см3, 12,2 В и 1,155 г/см3 говорят о 50 процентах заряда, а 11,7 В, или 1,120 г/см3, означают полный разряд. Большая разница в плотности электролита различных ячеек свидетельствует об изношенности батареи.

Безопасность

Аккумуляторные батареи содержат серную кислоту, которая оказывает губительное воздействие на все, с чем контактирует. При работе с ними соблюдайте все инструкции по технике безопасности, надевайте защитные очки, резиновые перчатки и старую одежду. Держите пищевую соду и воду под рукой для быстрой нейтрализации пролитой кислоты. Аккумуляторы также выделяют газообразный водород и кислород, которые могут взорваться от любой искры в соединениях проводов или зажженной сигареты. Перед отключением клемм аккумулятора всегда выключайте зажигание. При подключении батареи «минусовый» соединительный провод подключите сначала к клемме, а затем к раме мотоцикла, чтобы избежать искрения в непосредственной близости от аккумулятора. Кроме того, подключайте зарядное устройство к сети только после подключения к аккумулятору.

Хранение

Современные мотоциклы имеют множество электронных устройств, таких как радио, часы, иммобилайзеры, сигнализации и компьютеры, которые потребляют энергию батареи даже при выключенном зажигании и легко могут истощить ее в течение относительно короткого периода времени. Чтобы не допустить этого, отсоедините «минусовый» провод от аккумулятора. Тем не менее, даже без нагрузки батареи имеют свойство немного саморазряжаться каждый день. Разрядившийся аккумулятор быстро сульфатируется, теряет емкость и может потерять способность накапливать заряд. Таким образом, всегда старайтесь зарядить аккумулятор как можно быстрее после разряда и никогда не храните батарею с низком уровнем заряда. Полностью заряженные аккумуляторы довольно устойчивы к замерзанию и без проблем могут выдерживать температуры ниже минус 18 градусов по Цельсию. Однако, в разряженном состоянии они могут замерзнуть даже при температуре всего на несколько градусов ниже точки замерзания воды. Это еще один аргумент, объясняющий важность полной и своевременной зарядки аккумулятора. Таким образом, если вы не собираетесь ездить на мотоцикле в течение ближайшего месяца, подключите его аккумуляторную батарею к специальному автоматическому, а не компенсационному зарядному устройству. Часто мы оставляем нашего железного коня без внимания дольше, чем собирались, поэтому возьмите за правило подключать его к зарядному устройству сразу при постановке в гараж. Многие зарядные устройства поставляются со специальными коннекторами, позволяющими подсоединиться за считанные секунды. В случае более длительного хранения отсоедините аккумулятор и храните его в гараже или подвале. Там можно подсоединить батарею к зарядному устройству и регулярно проверять уровень электролита. Если это невозможно или аккумулятор необслуживаемый, можно оставить его на мотоцикле и подключить к зарядному устройству. При правильном использовании и обслуживании аккумулятор прослужит вам долгие годы. И, напротив, пренебрежительное отношение к аккумулятору приведет к тому, что вы не сможете завести двигатель и очень скоро узнаете стоимость нового источника электрической энергии.